Как прогнать дармоедов, или Бескровная война
Неядовитые препараты для защиты растений не убивают насекомых, а лишь отпугивают их. Это поистине бесценная находка для тех, кто дорожит своим здоровьем и хочет выращивать экологически чистую продукцию.
Человечество живет в окружении огромного мира насекомых, численность которых во много раз превышает не только количество людей, но и всех животных на Земле. Досадно, однако одни насекомые в буквальном смысле живут за счет людей и животных, питаясь их кровью и плотью, другие вынуждают людей «делиться» тем, что они выращивают на земле. Засевая бескрайние поля, сажая сады и виноградники, человек, сам того не осознавая, создает для этих дармоедов бесплатные «харчевни» невиданных размеров.
Большинство листогрызущих насекомых находят пригодные для питания растения в основном по их индивидуальному, неповторимому запаху, который распространяется по ветру на многие километры от наших посевов и насаждений: терпковатый — подсолнечника, сладковатый — кукурузы, пасленовый — цветущего картофеля, медовый — гречихи и т. д. Для насекомых запахи играют роль путеводителя. Вот и слетаются на культурные посевы и посадки дармоеды, нахлебники со всей округи.
Так, самки мотылька капустницы, капустной мухи и им подобные, чтобы отложить свои яйцекладки на кормовых растениях, конечно, ищут их всегда по запаху. Этому и следует помешать — дезориентировать их или отпугнуть. Например, обработать листья капусты табачной пылью либо использовать химпрепараты с сильным, резким запахом, чтобы заглушить или исказить запах кормового растения. Именно с этой целью молодые посевы лука в период лета луковой мухи обрабатывают препаратом БИ-58. Основная часть мух в самом деле дезориентируется, а если какая-то окажется слишком опытной и все-таки отложит яйца у луковых стебельков, то отродившиеся личинки потом все равно погибнут уже из-за непосредственного влияния препарата.
Второй вариант борьбы с насекомыми основан на их отпугивании. Так, самка мраморного хруща на песчаных почвах прежде чем пристроить на трехлетнее жительство с пропитанием своих будущих прожорливых личинок, тщательно выбирает экологически чистые (по ее понятиям) территории. И опять-таки, пользуясь в первую очередь своим тонким обонянием. Поэтому, если перед началом лета самок (конец июня — начало июля), негусто рассыпать на своей песчаной даче предварительно заготовленные опилки, смоченные керосином, соляркой или отработкой машинных масел, то она с «негодованием» улетит.
На природном страхе насекомых основано действие репеллента, входящего в состав препаратов серии мочевин–К отечественного производства. В него входит имитатор запаха насекомого-хищника, своеобразного «тигра» мира насекомых. Не могу утверждать, что все вредители его боятся, но колорадский жук явно избегает растений, обработанных этим препаратом. Наглядный пример: соседи, регулярно уничтожая жуков убойными химпрепаратами, тем не менее получали их в изобилии, а на моей сопредельной даче (буквально через метр от ограды), обрабатываемой препаратами мочевин–К, за весь сезон могли появиться всего два-три полосатых субъекта.
Извечный страх всего живого к огню, пожарам, запаху горящего органического вещества использован при изготовлении пока еще малоизвестного российского препарата сочва. И представьте себе, 75—95% насекомых на запах препарата реагируют как на настоящий пожар. Дело в том, что препарат действительно пахнет горящим лесом! Специалисты научились «растворять» в воде дым от тлеющей древесины нужных пород. Получилась жидкость с устойчивым, приятным для человека запахом (рыбы или мяса холодного копчения), но со страшным для насекомых — «пожара».
Убить или навредить этот препарат не способен. Но даже в разведении до 0,5%-ной концентрации он недели две задает страху насекомым, пытающимся приземлиться на кормовое растение. А если опрыскивание производится тогда, когда вредители уже пиршествуют на кормовом растении, то в этом случае они спасаются, кто как может. Правда, огороднику не следует забывать, что яйцекладки–то никуда не деваются. Через положенное количество дней из них появятся прожорливые личинки. К этому времени тревожные запахи уже могут улетучиться. Или, возможно, появившись на свет в окружении запаха пожара, личинки воспримут его как естественный и совсем не опасный? Короче говоря, как и в любом деле, здесь требуется творческий подход.
Я пришел к таким полезным выводам. Первый: ну начнут все в округе применять сочву или мочевин–К и гонять голодных жуков или других вредителей по всем полям! Что из этого получится? Понятно, что рано или поздно инстинкт самосохранения у насекомых преодолеет чувство страха, и препарат уже не будет действовать безотказно. Выход из этого положения есть, и неплохой. Прежде всего нужно определить, откуда на ваши поля или сады наступают вредители. Допустим, из ближайшей лесополосы. Значит, в один-два прохода опрыскивателя обрабатываем защитную полосу химическим инсектицидом (при биологическом земледелии — биоинсектицидом), а все остальное поле — репеллентом сочва или мочевином — К. Расчет простой: расход пестицида — минимальный, только на защитную полосу. Дальше, на пахнущую пожаром территорию, вредители не сунутся и вынуждены будут обосноваться только на защитной полосе. Кормежка на защитной полосе обеспечит вредителям бесславный конец. А если кто-то из них выживет и даже отложит яйца, то отродившихся личинок будет несложно «достать» краевыми обработками опрыскивателем с боковым дутьем.
Второй вывод больше касается дач, огородов и мелких фермерских хозяйств. Многие слышали об отпугивающем действии золы на насекомых, разбойничающих в приземном пространстве, на капустах, редисе, хрене и им подобных культурах, на крестоцветных блошек. Теперь, будучи вооруженными знаниями об инстинктах насекомых, можно заранее готовить полусгоревшие, хорошо прокоптившиеся в костре с сырым (дымным) топливом опилки и мелкие стружки. Хранить их лучше в сухом виде в пластиковых мешках. А в нужный момент негусто посыпать землю и приземные растения этим «препаратом». Результат будет обязательно! А вот насколько продолжительным окажется эффект, станет ясно в процессе накопления опыта (неплохо было бы поделиться наблюдениями на страницах “Огородника”).
Это не значит, что cочва и мочевин-К не годятся для дачных, огородных участков. Напротив! Для них-то они и желаннее всего. Просто для малых участков они выпускаются в мелких расфасовках, а для больших — соответственно. Будет покупательский спрос в магазинах — будет и соответствующее предложение препарата.
Хочу напомнить также о насекомых — наших помощниках в саду и на огороде. Это в первую очередь пчелы, божьи коровки, златоглазки, мухи-журчалки и тахины, богомолы и хищные жужелицы. Не забывайте, что они тоже боятся пожаров. Вспомните, чем укрощают, загоняют в улей пчел во время осмотра и выкачивания меда? Совершенно верно! Тем же дымом.
Поэтому, если в начале цветения обработать сад сочвой, то опылителей на этих цветках уже не дождаться. Останется только надеяться на опыление ветром. Хотя при излишне густом цветении нужны плоды не гуще, чем на каждом десятом или сотом цветке. Так что и здесь нужен творческий подход к защите растений. И здесь главенствующим должен быть принцип «не навреди».
Иван БУРАКОВ,
ученый агроном,
плодоовощевод-виноградарь.
Для кратких консультаций
по теме статьи — тел: (05549) 7-56-96,
моб: +38 (050) 624-67-12.
E-mail: agrihelp@rambler.ru